Пятница, 17.05.2024, 10:57
Гирба Елена Юрьевна персональный сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы непрерывного педагогического образования (организации курсов повышения квалификации) Московской области.

Сформулированная в Российской Федерации задача перехода к непрерывному образованию, продиктованная темпами развития, выдвигает проблему модернизации системы дополнительного профессионального образования.  На современном этапе в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

 Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Вместе с тем, модернизация образования сопровождается рядом проблем в дополнительном профессиональном образовании.

 Какое количество часов повышения квалификации должен пройти педагог в межаттестационный период?

Обратимся к нормативной базе и рассмотрим проблемы, возникшие в эпоху перемен в частности в Московской области.

Согласно ТИПОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ об образовательном учреждении дополнительного  профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства  Российской Федерации  от 26 июня 1995 г. № 610 и постановлением Правительства Российской Федерации  от 10 марта 2000 г. № 213)  п.7. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Одной из форм повышения квалификации является краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение - обучение по программе.

Право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено в статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствии с дополнением, внесенным в нее Федеральным законом от  27 июля 2010 № 215-ФЗ.

 

В соответствии со статьей 197 ТК РФ это право  реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТРУДОВОГО КОДЕКСА  РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Однако! Согласно приказу  Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804  "Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области":  п.4.     Установить до 31.12.2015 следующий накопительный объем повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области: педагогическим работникам на соответствие занимаемой должности – 180 часов за пять лет; педагогическим работникам на получение первой и высшей квалификационных категорий – 216 часов за пять лет; руководящим работникам и резерву на руководящие должности – 216 часов за пять лет.

В экспертном заключении аттестации педагогического работника Московской области  учитываются баллы за каждый пройденный курс, НО! Если этот курс (программа) прошел специальную сертификацию.

Талица 1. Из экспертного заключения, используемого в Московской области.

2.3

Профессиональное развитие

№ п/п

Показатели

Подтверждающие документы

Количество баллов по каждому показателю

(баллы не суммируются)

0

100

200

300

2.3.1.

Курсы повышения квалификации

 

Наличие квалификационных аттестатов региональной  сетевой системы  повышения квалификации,

документов

государственного  образца учреждений, имеющих лицензии,  свидетельства о гос. аккредитации на право реализации программ доп. проф. образования, справок об обучении

 менее 72 ч.

Вариативные программы курсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72-215 ч Вариативные программы курсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

216 ч.

Вариативные программы курсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

216 ч.

Инвариант академический + инвариант кафедральный + вариативные программы курсов

(Освоение индивидуальной программы повышения квалификации в полном объеме)

 

 

 

Обратите внимание на подтверждающие документы в таблице 1.

 

Для справки. Согласно ПРИКАЗУ Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804  "Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области" п.7.1.Организовывать работу по сертификации новых и переработанных программ повышения квалификации в рамках регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников  Московской области. 

Является ли процедура сертификации добровольной? С юридической точки зрения - да, так как: лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями (далее именуются - лицензирующие органы).

В соответствии с ТИПОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ об образовательном учреждении дополнительного  профессионального образования (повышения квалификации) п.42 Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.

Получается с одной стороны, муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие лицензии и право выдачи документов установленного образца могут вести образовательную деятельность в соответствии с нормативными документами без прохождения сертификации программ, но эти документы не будут учтены при аттестации учителя, а поэтому педагог не пойдет учиться на не сертифицированные курсы!!!! Право выбора программ курсов педагогами юридически сохранено, права муниципальных методических служб, имеющих лицензию на обучение, формально сохранены, но фактически достаточно сильно заужены  при создании целевых программ быстрого реагирования на проблемы конкретной территории. Процедура сертификации занимает как минимум 2 месяца, а сам курс может быть востребован 1 раз в 5 лет в регионе, например, при обучении учителей музыки, или технического труда мальчиков – процедура как минимум не рентабельна. С данной проблемой, видимо, столкнулись и сами разработчики всей новой системы, а иначе как объяснить возникновение так называемых целевых курсов, имеющих бюджетное финансирование, но не подвергающихся сертификации, и при этом вписываемых в квалификационный аттестат (учитываются при аттестации)? Сертификации не подвергаются программы целевых  семинаров ГБОУ Педагогическая академия, поэтому их разработчики данной системы объединяют в модули с нужным количеством часов (36/72) и вписывают также в квалификационный аттестат как пройденный курс вариативного модуля. Муниципальные методические службы таким правом не обладают.

Механизмы оценки эффективности обучения по сертифицированным программам не определены, по системе семинаров тем более. В системе непрерывного образования (послевузовского и дополнительного профессионального) основным субъектом образовательного процесса и основным потребителем знаний становится обучающийся педагог, который сам оценивает важность и необходимость приобретаемых или желательных знаний и информации, а, следовательно, и качество образования. Качество образования определяется успешностью использования приобретенных знаний, их соответствием образовательным потребностям обучающегося. К сожалению, по наблюдениям и диагностическим работам учащихся,  нельзя констатировать какое-либо  улучшение качества образовательных услуг после обучения по сертифицированным программам курсов повышения квалификации.

Реестр разрабатываемых сертифицированных программа курсов повышения квалификации неуклонно растет. Разработчиками выступают в большинстве методические муниципальные службы, которые видят проблемы «на местах», но не факт, что именно эта проблема есть в ближайших территориях. Вот и получается, что педагоги едут на курсы в учреждения сетевого взаимодействия только за тем, чтобы получить заветное удостоверение с учитываемыми часами, а не за тем, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях и профессиональных навыках.

Казалось бы, тьюторство должно решить часть проблем (Например, Педагогическая академия обучает педагога, педагог в муниципальном округе обучает своих коллег), но этого не происходит. Причина – учитель, прежде всего учитель. При максимальной нагрузке он просто не в состоянии проводить лекции больше чем один раз в год, но этого недостаточно.

Муниципальная методическая служба, которая, казалось бы, должна оказаться между новым учебником, программой, технологией и учителем, перерождается  в секретарско-операторскую службу, занимаясь в основном распределением учителей по курсам, содержание которых определяется по названию и небольшой аннотации.

Муниципальные методические службы вполне могут научить педагогический состав необходимым знаниям и умениям «своими силами», но страх недоверия качеству обучения (одна из  причин создания системы сертификации) сужает возможности профессионального развития педагога при формальной возможности таковой.

Есть ли выход? В качестве предложения.

Во-первых. Привести к единым требованиям требования к составлению программ дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации). В настоящее время есть отличия в требованиях к  программам, представляемых на  сертификацию (Положение о правилах и порядке экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей в системе повышения квалификации Московской области, утвержденное приказом  Министерства образования Московской области от 28.12.09 №2804) и Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных приказом Министерства общего и профессионального образования российской федерации от 18 июня 1997 г. № 1221. В частности, в Федеральных требованиях в программах отсутствуют часы самообразования. Желание через введение часов самостоятельного изучения программы курса развить активность, самостоятельность и ответственность – миф, реальность – при фактически уменьшенном количестве часов обучения (минимум 24) модуль считается пройденной (минимум 36ч).

Во-вторых. Вузам, имеющим государственную аккредитацию, организовывать курсы:

- по обязательным финансово-правовым нормативным документам;

- по работе с новыми УМК, непосредственно с авторами учебников и программ;

- по работе с новым школьным оборудованием;

- по вопросам управления ОУ;

- вопросам психологического и коррекционного образования;

- по проблемам, выявленными центрами качества образования.

В третьих. Муниципальным методическим службам, имеющим лицензию на право образовательной деятельности организовывать курсы в соответствии с выявленными проблемами территории в обучении и воспитании.

В четвертых. Реестр курсов должен состоять из курсов государственных вузов и курсов муниципальных методических служб, имеющих лицензию на данный вид деятельности без ущемления свобод, вызванных сертификацией программ.

В пятых. Сделать доступной заявку на любой интересующий курс через интернет - ресурс каждому педагогу в рамках сетевого взаимодействия  УМЦ определенной  территории.

Проблема не будет решена, пока не будет признано, что она у нас есть.



Источник: http://я
Категория: Мои статьи | Добавил: Girba (19.06.2013)
Просмотров: 4782 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz